История

Истоки профсоюзного движения в России восходят к революции 1905-1907 годов. Именно тогда зародились профсоюзы служащих.
К тому времени у «белых воротничков» сравнительно широко были распространены иные формы объединения — общества и кассы взаимопомощи. В России их насчитывалось около 90 с числом участников более 20 тысяч человек. Но там все сводилось к организации развлечений, вечерних курсов, школ, выдаче пособий по случаю болезни или другим чрезвычайным обстоятельствам. Общества и кассы взаимопомощи провели два съезда — в 1896-м и 1898 году. Однако и там вопросы, связанные с улучшением положения чиновников, не обсуждались.
Первые профессиональные организации служащих зародились в
1905 году в Петрограде. Среди них выделялся союз конторщиков и бухгалтеров, существовавший с более или менее длительными перерывами до Первой мировой войны.
Практически в то же время раз-личные профсоюзы служащих поя-вились в Москве, Нижнем Новгороде и других городах, но создать в какой-либо форме Всероссийское объединение тогда не удалось.
После Февральской революции 1917 года появились первые профсоюзные ячейки и в государственных учреждениях на Алтае; в Башкирии был образован профсоюз служащих Уфимского губернского земства, начал действовать профсоюз служащих правительственных учреждений Уфимской губернии.
С 15-го по 21 июля 1917 года состоялся V Всероссийский съезд организаций торгово-промышленных служащих, из-бравший Временный всероссийский совет, которому было поручено созвать первый отраслевой съезд профсоюзов. Совет расширил рамки данного ему задания и подготовил съезд профессиональных союзов всех служащих — торгово-промышленных, общественных, кооперативных, кредитных и других учреждений. Он состоялся уже при Советской власти с 22-го по 28 июля 1918 года в Москве.
125 делегатов с решающим и 19 с совещательным голосом представляли 212 797 членов от 90 союзов и 67 городов, входящих в шесть областей: Московскую — 79 делегатов, Северную — 11, Поволжскую — 13, Уральскую — 10, Кавказ — 2, Войска Донского — 1 и 9 делегатов были от объединенных союзов. Из-за забастовки железнодорожников не смогли прибыть делегаты от 40 профсоюзов Украины, нескольких профсоюзов Донской области. Судя по этим данным, можно говорить о наличии желания среди служащих того времени объединиться в единый профсоюз. Их насчитывалось более трехсот тысяч человек.
На съезде не было политических группировок, несмотря на состав делегатов с различными политическими убеждениями.
Подавляющая масса делегатов стояла на платформе независимости профсоюзов.
Архивные материалы показывают, что съезд обсуждал вопросы прежде всего с практической стороны: разговор шел не только о том, что делать, но и как построить работу. Были четко определены организационные формы строения профсоюзов: в одном городе не должно быть больше одного союза служащих всех категорий, которые, сгруппировавшись в нем по секциям, объединяются в областном и всероссийском масштабе, составляя всероссийские секции единого профсоюза служащих.
Съезд признал нецелесообразным существование отдельных союзов в малонаселенных пунктах. Они должны были объединяться в единый районный союз. Управляющим органом районного союза было определено периодически собираемое делегатское собрание выбранных представителей всех отделений. Такие районные союзы объединялись в областные объединения и далее во Всероссийское объединение профсоюзов служащих.
Съезд установил однопроцентный членский взнос в местную профкассу и сверх того полупроцентный взнос в стачечный комитет.
10% от всех поступлений местным союзам полагалось ежемесячно отчислять в кассу областного объединения и столько же в кассу Всероссийского. Туда же следовало направлять и 50% всех местных стачечных фондов для Всероссийского стачечного фонда профсоюзов служащих.
На съезде был принят Устав Всероссийского объединения, который определил функции Всероссийского совета, взаимоотношения между ним и местными союзами. Он определил и главные направления работы: заключение колдоговоров, тарифная политика, борьба с безработицей, охрана труда.
Был установлен строгий порядок постоянного осведомления центра о положении и деятельности местных союзов, введена единая система делопроизводства и статистики.
По решению съезда в Центральном управлении профсоюза служащих создавались отделы экономической борьбы, статистический, культурно-просветительный, инструкторский и секретариат.
Трудно переоценить важность этих решений. Не случайно в сентябре 1918 года в союз вошла основная часть Всероссийского профессионального союза младших служащих и рабочих правительственных, советских, общественных и частных учреждений. А позже Всероссийский союз служащих продовольственных организаций. Однако до фактического объединения было еще далеко.
Большинство местных союзов продолжало работать без центрального руководства. В связи с этим отраслевая профконференция в ноябре 1918 года решила созвать II Всероссийский съезд профсоюзов служащих для создания более широкого их объединения. Он состоялся со 2-го по 7 мая 1919 года.
Съезд переименовал прежнее объединение во Всероссийский профессиональный союз работников советских, общественных и торговых учреждений и организаций, а сокращенно — профсоюз совработников. Иначе говоря, федерация союзов стала единым профобъединением.
К Ш съезду, проходившему 17-21 июля 1920 года, на местах были созданы губернские отделы и уездные отделения союзов, подчиненные ЦК, и низовые ячейки — месткомы.
31.07.1920 г. организовались в профсоюз совторгслужащие Кабардино-Балкарии. Спустя 10 дней после этого съезда со- 10%0 стоялось еще одно этапное событие — в профсоюз совработников влился «Финконтруд», объединивший к тому времени всех работников финансового и контрольного дела путем последовательного слияния (начиная с 1917 года) профсоюзов работников государственных и частных банков, сберкасс, служащих казначейства, таможен, работников финансово-налоговой службы, госконтроля, казенных палат, акцизного ведомства, податной инспекции.
Оформившись организационно, профсоюз поставил перед
ВЦСПС вопрос о включении его в общее профобъединение страны. Первоначально это произвело переполох. Ведь многие привыкли видеть в чиновниках «классово чуждый элемент». Только на втором заседании, после оживленных прений, ВЦСПС почти единогласно принял постановление о приеме, где отмечалось, что «государственные служащие революционизируются в обстановке диктатуры пролетариата, при уничтожении чинов становятся такими же продавцами рабочей силы, как и торгово-промышленные служащие».
В этой связи уместно вспомнить, что отмечал тогдашний председатель ВЦСПС М. Томский в приветствии союзу сов-работников по случаю его пятилетия: «Работников по профессиональному движению дают главным образом два союза — металлисты и служащие. Находятся силы не только для создания мощного, колоссального союза, но и для того, чтобы создать кадры работников почти для всех межсоюзных объединений. Вот смысл и значение вашего съезда». Уже тогда профсоюз включился в работу по совершенствованию госаппарата путем борьбы с волокитой и бюрократизмом. Он сыграл важную роль в ликвидации безработицы и безграмотности, упорядочении тарифной политики, повышении материального и культурного уровня работников, в решении таких важнейших проблем, как обеспечение продовольствием и топливом.
В связи с образованием СССР на VI съезде в 1924 году, профсоюз совработников был преобразован во Всесоюзный профессиональный союз советских и торговых служащих (союз совторгслужащих). За долгие годы он пережил немало реорганизаций, иногда прямо противоположных по своему характеру. 3 февраля 1931 года решением V Пленума ВЦСПС союз был разукрупнен на три самостоятельных: работников государственных учреждений, финансовых и банковских работников, работников госторговли и кооперации. И с этого периода ведет свою историю Кабардино-Балкарская территориальная организация профсоюза работников государственных учреждений РФ.
В 1934 году профсоюз работников госучреждений был разукрупнен на 4 профсоюза. Разукрупнения и слияния происходили в профсоюзе в 1937, 1939, 1948, 1956 и 1957 годах.
А с 1938-го по 1948 год в СССР существовали даже три самостоятельных профсоюза работников госучреждений — Центра, Юга и Востока с местонахождением ЦК соответственно в
Москве, Харькове и Новосибирске,
Пройдя вместе со страной все непростые этапы ее развития, профсоюз менял формы и методы работы. Ему, как и другим профсоюзам, кроме своей главной задачи — защиты интересов трудящихся, приходилось выполнять множество самых разнообразных функций, участвуя в управлении государственными и общественными делами.
Непростыми для госучрежденцев были и коренные перемены в профсоюзном движении на рубеже 80-90-х годов. На пути создания профсоюза работников госучреждений РСФСР в 1990 году и преобразования его в профсоюз работников госучреждений и общественного обслуживания Российской Федерации в 1992 году пришлось приложить немало усилий, чтобы сдержать процесс их дробления на мелкие, узкопрофессиональные ведомственные союзы. Нашему профсоюзу удалось сохранить свою основную базу, структуру, кадры и лучшие традиции. Ныне профсоюз объединяет более 1,5 миллиона человек, работающих в учреждениях, организациях, на предприятиях свыше 40 различных министерств и ведомств, в том числе и в органах местного самоуправления, законодательной и исполнительной власти снизу доверху.
В структуре профсоюза на 1 января 2004 года 78 республиканских, краевых, областных и приравненных к ним организаций, 1706 районных (городских), объединенных отраслевых и 25 108 первичных организаций.
Основная цель деятельности — защита индивидуальных и коллективных профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза. Главный путь ее реализации — развитие социального партнерства.
Профсоюз принимает участие в разработке проектов законодательных актов, затрагивающих социально-экономические интересы трудящихся и трудовые права наемных работников.
С его участием только за последний год приняты указы Президента Российской Федерации «О денежном содержании федеральных государственных служащих», «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающих право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет», «Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих обеспечение деятельности у федеральных государственных органов».
Наш профсоюз еще в 1990 году проявил инициативу и об-ратился к профсоюзам работников государственных учреждений тогдашних союзных республик с предложением объединиться в Федерацию профсоюзов СССР, активно участвовал в создании, организационном и финансовом укреплении Международной Федерации профсоюзов работников государственных учреждений и общественного обслуживания, постоянно и по-/ деловому сотрудничает с ней и в настоящее время.
История профсоюза госучреждений Кабардино-Балкарии неразрывно связана с историей российского профсоюза.
Его становление происходило по мере укрепления госаппарата в Кабардино-Балкарской автономной области. Архив сохранил нам имена тех, кто стоял у истоков возникновения нашего профсоюза, это — З. Кокорев, А. Ахохов, И. Л. Ульбашев, А. Кягов, Е. М. Благодарная, Р. Н. Жабоева, С. А. Наршаова, которые внесли определенный вклад в развитие профсоюзного движения в КБР, укрепление единства и совершенствование деятельности отраслевого профсоюза.
16 декабря 1974 года председателем рескома профсоюза была избрана Фаина Османовна Бакова. За прошедшие годы активно и добросовестно помогали аппарату рескома профсоюза члены президиума тт. С. Т. Афаунов, Ж. Ш. Бейтуганов, Х. 3. Бжихатлов, Д. М. Зумакулов, А. Х. Муталипова,
М. Х. Маршенов, Х. М. Сабанчиев, Х. М. Темукуев, И. Ю. Тюбеев.
Весь свой опыт и знания отдавали работе на общественных началах бывшие председатели Баксанского, Майского, Прохладненского районного и городского, Урванского, Черекского, Чегемского комитетов профсоюза тт. В. Х. Штымов, А. Н. Полянская, А. М. Погребенко, В. Н. Лысенко, Р. С. Бекалдиева, Ш. А. Иттиева, К. Г. Чеченов. Долгие годы возглавлял Октябрьский райком профсоюза г. Нальчика Ж.Б. Закуев, профком отдела вневедомственной охраны МВД г. Нальчика
10. М. Омельянов, В. 10. Отарова (объединенный комитет профсоюза МВД КБР), Р. С. Макшаева (аппарат МВД КБР).
Не один год возглавляют профсоюзные организации
Н. Ж. Кудаева (Терский РК), Х. Х. Хабитежев (Урванский РК), М. А. Хануков (ЦВТМ МО «Терскол»), участник Великой Отечественной войны Д. Я. Ойстачер (Коллегия адвокатов), Т. 3. Отаров (Автобаза N°1 Управления делами Президента и Правительства КБР), Т. С. Лисина (Протезно-ортопедическое предприятие), И. О. Михайлова (Банк «Бум-Банк»), Н. П. Гуляева (санаторий «Нальчик» МВД РФ), М. А. Сабанчиева (банк «Нальчик» ООО) и многие другие.
Реском профсоюза видит свою главную задачу в современных экономических условиях в выражении и защите индивидуальных и коллективных интересов членов профсоюза.
Главным звеном этой работы является установление парт-нерских отношений с министерствами и ведомствами, предприятиями и учреждениями, находящимися на профобслуживании отраслевого профсоюза.
Рескомом профсоюза заключено 21 соглашение с министерствами и ведомствами, охват членов профсоюза коллективными договорами составляет 84,8%. Оправдало себя заключение Соглашения горрайкомами профсоюза с органами местного самоуправления.
Реальные действия профкомов по защите трудовых и социальных интересов трудящихся на основе партнерства дали возможность сохранить и увеличить уровень профчленства в отрасли, количество профорганизаций. Республиканская организация профсоюза на 1 августа 2005 года объединяет 16 389 членов профсоюза. В ее структуре 9 районных, 3 городских и 448 первичных организаций.
Основным направлением в работе республиканской организации является правозащитная работа, работа по охране труда и создание безопасных условий труда, организационное и финансовое укрепление. Благодаря слаженной работе работников аппарата: заместителя председателя рескома профсоюза Л. Х. Мидова, технического инспектора Л. О. Бозиева, главного бухгалтера А. М. Урусова, управделами А. В. Анфе-ровой, проработавшей на этом посту 15 лет, председателей городских и районных комитетов, республиканская организация профсоюза признана Центральным комитетом профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания на протяжении последних восьми лет одной из лучших среди территориальных комитетов Российской Федерации по реализации основных направлений деятельности профсоюза по осуществлению защитных функций в новых условиях. А по итогам работы за 2004 год признана лучшей в 4 из 5 направлений деятельности профсоюза и представлена в Генеральный Совет ФНПР в номинации «Лучшая территориальная организация профсоюза».